Pro-Domstroi.ru

Мозаичное искусство

История мозаики начинается в Древней Греции. В Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века. Возникновение самого слова "мозаика" окутано тайной. По одной из версий оно происходит от латинского слова «musivum» и переводится как «посвященная музам».
 
По другой версии - это всего лишь «opus musivum», то есть одна из разновидностей кладки стены или пола из мелких камешков. В эпоху поздней Римской империи мозаику уже можно встретить практически везде - и в частных домах, и в общественных сооружениях. По большей части мозаикой отделывают пол, на стенах же предпочтение отдают фрескам. В результате рождаются нарядные и по-настоящему величественные пространства, достойные знати. Римские мозаики выкладывались из маленьких кубиков смальты - непрозрачного и очень плотного стекла или камня. Иногда использовали также гальку и мелкие камешки.
 
Раннее христианское искусство Византии полюбило мозаику за поражающую воображение игру света, яркость и неизменность цветов. Золотые кусочки смальты таинственно переливались и играли на сводах и стенах храмов, прекрасно передавая нерукотворное. Применение мозаики в монументально-декоративной живописи было очень распространено в Византии, балканских странах, Италии, замечательными мозаиками славится храм св.Софии в Киеве, большим энтузиастом мозаики был М.В.Ломоносов – он устроил в Петербурге мозаичные мастерские и наладил варку смальты.
 
В наше время на смену утерянным старинным секретам пришли промышленные технологии производства и укладки мозаичных композиций. Отличительная черта мозаики – ее художественная выразительность – сегодня достигается не только сложностью рисунка, но и разнообразием материалов, его составляющих. Сегодня мы расскажем о них.
 
 
Современная мозаика
Самая распространенная форма наборных элементов мозаики (их называют также модулями, чипсами, тессерами) - квадратная. Чем они мельче, тем подробнее будет детализация изображения и точнее прорисовка. Плиточки мозаики имеют стандартные размеры – обычно 2 х 2 см, реже – 1 х 1 см и 5 х 5 см, а сегменты элитных сортов мозаики (из драгоценных, полудрагоценных камней, золота, платины) выпускаются размером 0,5х0,5 см и 0,2х0,2 см.
 
Материалы мозаики водонепроницаемы. Поэтому ею можно облицовывать ванные комнаты, бани, бассейны и другие влажные помещения. Еще одно замечательное качество мозаики – морозостойкость. Она способна выдержать любые непогоды и стужу до -30°С. Поэтому мозаика отлично подходит для облицовки фасадов зданий в России.
 
Для укладки мозаики сейчас используют цемент, смешанный с песком, а также специальные клеи и растворы. Преимущественно компоненты мозаики представлены на рынке отделочных материалов тремя видами: стеклом, собственно смальтой и керамикой. Чуть меньшей популярностью ввиду дороговизны пользуются каменная, металлическая и керамогранитная мозаики.
 
Смальта - это разновидность стеклянной мозаики. Но в отличие от последней в состав смальты входят соли калия, а не натрия, и другие природные соединения, придающие материалу цвет. Современную смальту получают в результате прессования мелких частичек плотно окрашенного стекла с добавлением оксидов и спекания при температуре 700-800°C в течение суток. В результате материал приобретает отличные физико-химические свойства: ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к различным агрессивным чистящим средствам.
 
Смальта интересна тем, что непрозрачна, но будто бы светится изнутри. Кроме того, каждый кубик немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Имеющиеся технологии позволяют получать до 10 тысяч оттенков смальты. Настоящая смальта выглядит очень достойно: ее легко узнать по насыщенному цвету, даже самые светлые тона не имеют никаких белых включений. Она имеет очень гладкую и приятную на ощупь поверхность, с которой легко удаляются любые загрязнения (легче, чем с поверхности недорогих стеклянных мозаик).
 
Кроме внешнего вида, смальта отличается от стекла по техническим характеристикам. Ей присуща устойчивость к абразивному износу, что делает ее пригодной для укладки в местах с повышенной нагрузкой как внутри здания, так и снаружи (коридор, кухня, поверхность около бассейна, крыльцо). Самый распространенный материал для производства мозаики сегодня - венецианское стекло.
 
Оно долговечно, водостойко, жаростойко, морозоустойчиво и ударопрочно. Мало того, оно имеет сплошную структуру, а значит, не подвержено влиянию микроорганизмов и бактерий и может использоваться для отделки бассейнов. Что касается цветовой палитры, то ее трудно описать, настолько она многокрасочна. Для этого в процессе производства в стекло добавляют самые разнообразные добавки: от бора, кадмия и селена до полудрагоценного минерала авантюрина и перламутра.
 
Стеклянная мозаика имеет очень широкую область применения: это стены и полы в любых закрытых помещениях, от кухонь до бассейнов и ванных комнат, а также поверхности мебели, камины, фасады зданий.
 
Керамическая мозаика
Компоненты этой мозаики, иначе "чипсы", внешне похожи на обычную плитку - только меньшего размера. Предлагаемые производителями цвета и оттенки очень разнообразны. Мозаика может быть просто глазурованной, а может содержать "спецэффекты" - кракелюры (мелкие трещинки по поверхности), разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности. Поверхность, выложенная керамической мозаикой, будет более рельефной, чем отделанная стеклянной.
Керамическая мозаика подходит для облицовки самых разных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат и кухонь.
 
Необычные виды мозаики
В  производстве каменной мозаике используются самые разные породы камня, начиная с дешевого туфа и кончая редчайшими породами мрамора, оникса и яшмы. Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение заведомо уникально. Камень можно оставить полированным, а можно "состарить" - тогда цвет будет более приглушенным, а края более гладкими. Выпускаются чипсы самой разной формы - от круглой до неправильной. Максимальный размер – 50х50 мм (в основном такие элементы применяются вне помещений).
 
Керамогранит прочнее, чем просто керамика, и обходится гораздо дешевле, чем привозные материалы. Но если технология его изготовления соблюдалась не в полном объеме, со временем он начинает расслаиваться и терять цвет. Для мозаики используется и так называемый Metron - смесь кусочков авантюрина и разноцветного стекла, скрепленных специальным составом - легким, но очень прочным, водостойким, жаропрочным, устойчивым к перепадам температур. Metron прекрасно подходит для облицовки стен и полов, из него делаются столешницы, подоконники, плинтусы.
 
Металлическая мозаика (металлизма) появилась лишь несколько лет назад. Модули представляют собой штампованные металлические колпачки высотой 4 мм из полумиллиметрового листа нержавеющей стали. Они закрепляются на запатентованной резиновой подложке, которая придает плитке необходимую степень жесткости. Модули могут иметь разную форму, фактуру и даже цвет поверхности. Овальные, шестигранные, прямоугольные, ромбовидные и квадратные элементы позволяют выложить замысловатый ковер на стене или на полу. Поверхность стали делают полированной, матовой, с насечками разных видов и, наконец, покрытой тонким слоем латуни или бронзы. Для отделки бассейнов существует специальная серия high tech из более коррозионно-стойкой "нержавейки". Производители не рекомендует использовать ее для облицовки поверхностей, находящихся на улице.
 
Золото и платина. Такой декор - бесспорный признак роскоши. Все фабрики, производящие мозаику, выпускают коллекции с желтым, белым золотом или платиной. Есть серии, в которых мозаику от начала до конца делают вручную, прокладывая между двумя слоями стекла настоящую золотую фольгу 99-й пробы. Очевидно, что и цена такого материала немалая, но выглядит он великолепно!
 
Чаще всего золотую мозаику используют поштучно, делая вставки. Подобные изделия предлагаются как для стен, так и для полов, вкрапления особенно красиво смотрятся на дне бассейна. Итак, отделочные материалы с тысячелетней историей переживают в наше время второе рождение, благодаря новым материалам и технологиям. Но они так же, как и много веков назад, служат украшением нашего дома, очень важным элементом его декора.
 
Несомненно, мозаичные панно чрезвычайно красивы, но профессионалы ценят их еще и за практические свойства. Мозаику легко укладывать, ею можно облицовывать криволинейные поверхности. Можно с уверенностью сказать, что материала, сравнимого по прочности и долговечности с мозаикой, не существует, она действительно способна пережить любые невзгоды.
 
 
Красивому материалу – красивую укладку
Самой оптимальной основой для укладки мозаики является основа из цемента или бетона. То есть, поверхность из цемента или бетона лучше всего обеспечивает прилипаемость мозаики при укладке традиционными методами, а именно, на влагостойкую и морозостойкую сухую строительную смесь для укладки керамики.
Подготовленная заранее стяжка на полу или стене должна выстоять, как минимум, 10 суток перед началом укладки на нее мозаики.

Для уменьшения температурного расширения мозаики в момент укладки, рекомендуется хранить подготовленную для укладки мозаику в той же температурной среде (в том же помещении), где она будет укладываться и эксплуатироваться. Если укладка мозаики производится под открытым небом, то очень важно накрыть те места, в которых непосредственно происходит укладка мозаики, для того чтобы защитить от дождя и солнцепека свежеуложенный материал до стадии первичного высыхания, то есть на сутки. Оптимальной температурой окружающей среды для укладки мозаики считается температура от + 5 до + 25 градусов.

При таком температурном режиме не происходит вымерзание и пересыхание укладочных растворов и процесс первичной просушки протекает с оптимальной скоростью, что обеспечивает надежное и качественное сцепление мозаики с основанием. Для достижения хорошего конечного результата все подготовленные заранее поверхности под укладку мозаики должны быть идеально ровными и очищенными от запыления и загрязнителей.

На поверхности не должно быть волн и углублений, так как нужно учитывать, что мозаика после укладки, в случае если поверхность неровная, будет дублировать все неровности поверхности, на которую она уложена. Качественная подготовка поверхности до укладки мозаики позволит впоследствии сэкономить время и клеевой раствор, так как незначительные неровности можно устранять путем увеличения или уменьшения толщины клеевого раствора, естественно, расход клея напрямую зависит от качества предварительной подготовки поверхности.
 
Максимальная рекомендуемая толщина клеевого раствора не должна превышать 10мм. Если основание было изготовлено из серого материала, то его нужно обязательно отшпатлевать белой шпатлевкой, а используемый для укладки мозаики клей должен быть тоже белого цвета, чтобы, таким образом, не изменить цвет уложенной мозаики на сером фоне. При укладке мозаики в бассейнах, основу чаши нужно проверить на впитываемость влаги.

Нужно понимать, что бассейны, ванны, купели, душевые поддоны и искусственные ручьи необходимо обработать гидроизолирующими растворами перед укладкой мозаики. При облицовке мозаикой фасадов зданий очень важно учитывать влияние ветров, наличие которых может привести к обезвоживанию клеевых растворов и, естественно, к преждевременному их высыханию, что отрицательно отразится на качестве монтажа мозаики.

В этих случаях рекомендуется использовать защитные экраны для уменьшения воздействия ветров на облицовываемый фасад. Выбор необходимого инструмента для укладки мозаики. Важную роль в качественной укладке мозаики и в скорости производимых работ играет грамотный подбор инструментов. Все инструменты должны быть отмыты от строительной грязи, при обнаружении на их поверхности ржавчины, необходимо ее очистить.
 
Сухую строительную смесь для укладки мозаики высыпать в чистую сухую емкость, залить водой из расчета 6,8 литра воды на 25 кг клея. Тщательно перемешать клей с водой при помощи электродрели с применением миксера на низких оборотах, до получения однородной сметанообразной клеевой массы. Готовая клеевая смесь не должна быть слишком густой и не должна свободно стекать со шпателя.
 
После перемешивания клеевой смеси, нужно оставить ее на 5 минут для созревания, а затем повторно перемешать с помощью электродрели, после этого клей готов к применению. Для того чтобы успевать вырабатывать приготовленный клеевой раствор до момента его подсыхания, рекомендуется замешивать клей небольшими порциями.  В случае застывания или загустевания клея в процессе его выработки, крайне нежелательно добавлять в него какие-либо компоненты или разводить его водой с целью разбавления.
 

Подобные меры приведут к разрушению структуры клеевых веществ, находящихся в растворе уже приготовленного клея и, естественно, изменят его приклеивающие свойства, что в дальнейшем может явиться причиной отслоения от основания фрагментов мозаики, приклеенной таким разбавленным клеем. Поэтому, остатки неиспользованного по причине загустевания клея, не рекомендуется использовать для укладки мозаики.
 
Разметочные работы начинают на полу методом раскладывания полотен мозаики, которая будет уложена затем на стене. Очень важно учитывать швы между полотнами мозаики. Все разметочные данные аккуратно наносят на стену и рисуют вертикальные и горизонтальные линии, означающие границы начала укладки мозаики. Для ведения разметочных работ, в зависимости от формы и размера помещения, в котором будет производиться укладка мозаики, можно использовать различные разметочные инструменты, начиная обычным гидроуровнем и заканчивая высокоточным лазерным инструментом.
 
Все линии предварительной разметки нужно наносить с особым вниманием, так как от точности их нанесения напрямую зависит скорость выполняемых работ по укладке мозаики и конечный результат. Предварительная разметка производится таким образом, чтобы при укладке мозаики все подрезанные полотна материала находились в углах между полом и стеной, что позволит скрыть обрезанные области.
 
Укладка мозаики начинается с обозначения на стене первого листа по горизонтали и вертикали подготовленного основания. Как правило, мозаику укладывают полотнами 3х3 листа, это упрощает контроль над соблюдением разметки. Перед укладкой нужно обозначить эти листы по вертикали и горизонтали поверхности. После того как на основании отмечены первые листы мозаики, необходимо нанести клей с помощью гладкой стороны шпателя, а затем зубчатой стороной равномерно распределить клей по всей поверхности основания, размеченной для укладки первых листов мозаики.
 
При укладке мозаики лицевая сторона должна быть повернута к мастеру. Укладка должна проводиться без особого давления на поверхность мозаики и параллельно необходимо осуществлять контроль над совпадением укладки полотна мозаики с ранее произведенной на основании разметкой. Точность в укладке первых полотен мозаики очень важна, потому что вся последующая укладка будет отталкиваться именно от перво го уложенного листа.

При укладке мозаики, по крайней мере, в первой стадии, не нужно сильно ее прижимать к клею, это позволит облегчить маневры с полотном материала, а правильно приготовленный клей не даст возможность листам мозаики сползать вниз. По окончании выбора положения листа мозаики необходимо закрепить полотно легкими ударами резинового шпателя – это окончательно приклеит мозаику к основанию.

Во время проведения укладочных работ существует возможность коррекции неровностей, возникших при укладке. Клеевой раствор не должен выступать на лицевую поверхность мозаики из швов, это может в дальнейшем усложнить затирку швов и испортить внешний вид лицевой поверхности. Если это происходит, значит, используемый зубчатый шпатель имеет очень большой размер зуба и его необходимо заменить шпателем с меньшим размером зуба, либо подготовленное основание имеет большие неровности.

При укладке можно корректировать полотно мозаики методом разрезания основы по нужным размерам и формам с помощью строительного ножа. Все корректировки с мозаикой производятся в короткие сроки, то есть в то время, пока клеевая смесь находится в рабочем не застывшем состоянии. После того как клей вступил в стадию первичного подсыхания, всяческие манипуляции с мозаикой категорически недопустимы.

После первичного высыхания клеевого раствора под полотном мозаики, а именно, через 4 – 6 часов после укладки, необходимо с помощью влажной губки и ведра с водой удалить остатки клея с защитного слоя на лицевой стороне мозаики. По прохождении еще 24 часов, нужно удалить сам защитный бумажный слой с лицевой поверхности мозаики. Для этого необходимо тщательно намочить защитный бумажный слой водой с помощью мокрой губки или с помощью пуливизатора до того состояния, когда он начнет отходить от лицевой поверхности мозаики.

После этого, аккуратно снять защитный бумажный слой с поверхности мозаики плавными горизонтальными движениями по диагонали относительно уложенных листов мозаики. С помощью мокрой губки окончательно удалить с лицевой поверхности мозаики остатки клея, на который был приклеен защитный бумажный слой.
Клей, применяемый для приклеивания защитного бумажного слоя к мозаике, очень легко смывается, так как для этих целей заводами-производителями чаще всего применяется технический желатин.

Для нанесения затирки применяется поролоновая или резиновая терка. С помощью этих инструментов затирка наносится на поверхность мозаики и равномерно распространяется по всей плоскости. Плавными, мягкими, поступательными движениями затирка втирается в шовные пространства до полного их заполнения. Параллельно, с помощью влажной губки, необходимо убирать с поверхности мозаики излишки затирки сразу после затирания швов. Удалять остатки затирки нужно очень тщательно, так как применяемая для затирания мозаики фуга, как правило, водостойкая и с трудом вымывается в застывшем состоянии на любой поверхности.

После предварительного очищения мозаики от затирки мокрой губкой, нужно дать поверхности просохнуть примерно 15 – 20 минут, затем с помощью сухой, желательно байковой или войлочной тряпки, удалить мелкие остатки затирки и одновременно отполировать уложенную мозаику до блеска.
 
Если все-таки возникли трудности с очищением поверхности от остатков затирки, нужно использовать раствор на основе щелочи, только следует проследить за тем, чтобы данный раствор был вовремя удален с поверхности мозаики. При использовании мозаики в местах, где она будет постоянно соприкасаться с водой, а именно, в чашах бассейнов, душевых поддонах, искусственных озерах и ручьях, нужно дать время для полного высыхания мозаичной кладки, ориентировочно 10 суток.
 
 
Качество в деталях
Процесс укладки мозаичных панно и элементов бордюров. На заранее размеченную поверхность основания с нанесенным клеевым раствором сначала укладывается полотно мозаики с бордюрным элементом, к которому с помощью скотча приклеивается далее монтирующийся лист фоновой мозаики. Стыковка начального фонового листа и листа, который будет продолжать укладку мозаики, должна производиться таким образом, чтобы элементы листов после укладки находились друг напротив друга, что будет создавать иллюзию целого полотна.

Этот момент очень важен потому, что правильность укладки всех остальных полотен мозаики будет напрямую зависеть от правильности укладки двух первых уложенных листов. Укладка должна производиться без лишнего давления резиновым шпателем на поверхность мозаики, строго соблюдая линии предварительной разметки.
После застывания клея, удалить скотч с поверхности соединенных элементов.
 
При использовании в укладке мозаики мозаичных панно, необходимо предварительно поместить панно в запланированном месте и очертить на плоскости основания его контуры. Для упрощения работ по монтажу декоративного панно необходимо пронумеровать каждый элемент декоративного панно и продублировать эту же нумерацию внутри очерченного контура.

Затем нанести на заранее размеченную и пронумерованную поверхность основания клеевой раствор, равномерно распространить его с помощью зубчатой гребенки по всей поверхности размеченного участка. Монтаж элементов декоративного панно вести согласно нумерации, имеющейся на элементах и на поверхности основания.
По окончании укладки декоративного мозаичного панно, необходимо еще раз окончательно убедиться в правильности уложенного рисунка и проложить по периметру один ряд фоновой мозаики, строго соблюдая линии предварительной разметки, так как эти листы будут служить своеобразными маяками для дальнейшего продолжения укладочных работ. После первичного просыхания мозаичного панно, нужно затереть швы затиркой с помощью резиновой или поролоновой терки до полного заполнения и удалить остатки затирки мокрой губкой.

Работы по затиранию швов производятся по прохождении 24 часов для стен и 48 часов для полов. После предварительного очищения панно от затирки мокрой губкой, нужно дать поверхности просохнуть примерно 15 – 20 минут, затем с помощью сухой, желательно байковой или войлочной тряпки, удалить мелкие остатки затирки и одновременно отполировать уложенное панно до блеска.

Если все-таки возникли трудности с очищением поверхности от остатков затирки, нужно использовать раствор на основе щелочи, только следует проследить за тем, чтобы данный раствор был вовремя удален с поверхности мозаики. В некоторых случаях, особенно это касается днища бассейнов, возникает необходимость в укладке декоративных мозаичных панно, которые не только состоят из нескольких элементов, но и сами эти элементы имеют очень большие размеры. Для успешного проведения данного вида работ, естественно, вам понадобится посторонняя помощь.

Источник





 

Объявления

Чтение RSS

Информация

Популярное